Валерий Шумилов (интервью – Дизайн Этикетки)

SHUMI LOVE DESIGN — интервью с Валерием Шумиловым

TheBestPackaging.ru давно хотел поговорить о дизайне этикеток вина, об истории, о традициях, о трендах. Нам было интересно мнение людей, которые большую часть своего времени посвящают именно этой теме – рисуют этикетку вина. И делают это для разных рынков – рисуют для европейцев, для постсоветских стран и, конечно, для России. Поэтому наш выбор пал на брендинговые агентства Молдавии, а Валерий Шумилов с удовольствием взялся за это нелегкое дело – рассказать о дизайне вина. Работы агентства «Etiketka» не раз попадали у нас в TOP 10. И так совпало, что это интервью оказалось одним из первых, в котором Валерий рассказал, что агентства «Etiketka» больше нет, а появилось новая компания – «SHUMILOVEDESIGN». Но обо всем по порядку …

Валерий Шумилов (интервью – Дизайн Этикетки)

 

О дизайне винной этикетки

TBP: Опишите процесс разработки винной упаковки в вашей компании.

За годы работы с винной этикеткой выработался свой особенный подход к этому, не побоюсь этого слова, трепетному процессу. Это многогранный, трудоёмкий и, в то же время, волнообразный путь, полный взлётов и падений. Ведь, совмещая в себе, и владельца бизнеса и творческую личность, создающую и руководящую всеми креативными концепциями агентства, мне приходится «скрипеть» обоими полушариями своего мозга. И в этом есть большой плюс, так как помогает смотреть на проект с различных точек зрения, охватывая порой несовместимые вещи. Буду откровенен – есть несколько схем процесса разработки винной этикетки и во многом выбор той или иной схемы определяет бриф. Только после брифования клиента я могу с уверенностью на 90% выбрать оптимальную схему, по которой будет работать агентство. К слову – схем около пяти. Каждая из них имеет свои разительные особенности, сильные и слабые стороны. Но при этом есть основные, общие для всех, основополагающие принципы. А именно: брифование, анализ рынка, утверждение «мудборда», поиск «инсайтов», выработка нескольких концепций (описание, скетчи), поиск, решение, подготовка презентации.

TBP: Процесс разработки винной этикетки отличается от процесса разработки оформления воды, водки, йогурта?

В основополагающих принципах отличия нет. Разница становится очевидна в момент создания дизайна. Ведь вино – это своя эстетика, мода, настроение, регион происхождения, ниша, ЦА и многое другое. Работая со всеми видами упаковки, я могу заявить – дизайн винной этикетки не похож ни на что другое. Это сложно объяснить словами, потому как это либо чувствуешь, либо нет. За годы работы с винной этикеткой я неоднократно наблюдал ситуации, как успешный в других областях дизайнер ничего не может сделать с винной этикеткой. Он просто не чувствует «тему». Видимо тут, где то на глубинном уровне, имеет значение «родство» с эстетикой винной сферы.

TBP: В разработке дизайна винной этикетки есть место исследованиям? Тестированиям дизайна?

Конечно, исследования и тестирование — важный фактор при выборе того или иного дизайна. Территориально находясь в удалении от заказчика, мы не имеем возможности проводить тестирование на местах продаж. Поэтому отдел маркетинга самого заказчика проводит тестирование предложенных дизайнов через опрос фокус групп, консультаций с дистрибьюторами, опрос на местах продаж. Полученные данные и рекомендации помогают сделать правильный выбор и доработать дизайн винной этикетки.

TBP: А какими исследованиями пользуетесь в своей работе? Или хотели бы пользоваться?

В нашей работе есть правило – чем больше информации и чем она точнее – тем успешнее реализация проекта. Я внимательно изучаю результаты исследований отдела маркетинга клиента и при необходимости прошу их предоставить дополнительную информацию, проливающую свет на разрабатываемый продукт. Без  удовлетворяющего брифа, утверждённого обеими сторонами, работа над проектом не начинается. Откровенно говоря – в данном вопросе переусердствовать сложно. Глубокий анализ рынка, позиционирования продукта, его ниши и целевой аудитории – это то, чего много никогда не бывает. Эти данные помогают создать более полную картину ситуации и способствуют целенаправленному, упорядоченному, эффективному процессу разработки  этикетки.

TBP: Винная полка одна из самых высоко-конкурентных – огромное количество марок. Обычный потребитель теряется перед ними. Часто можно увидеть, как покупка вина превращается в мучительный выбор — покупатель топчется у полки, перебирает бутылки, а в глазах растерянность и сомнения. Как вы решаете эту проблему? Как ее надо решать с точки зрения дизайна упаковки?

Дизайн этикетки с одной стороны решает этот вопрос, но с другой стороны вводит потребителя в дополнительное заблуждение. Объясню в чём тут дело. Скажем так – у каждой категории вина сложился свой «язык», своя стилистика, каноны, если хотите, оформления. К примеру, французские вина по оформлению очень чётко выделяются от всех остальных. Вина «нового света», в свою очередь, так же выделяются от вин других стран. Соответственно – немного разбираясь в винах по одному внешнему виду уже можно определить страну происхождения. С другой стороны недобросовестные производители могут подделать стилистику той или иной страны и выдать, например, вино, произведённое в Болгарии за вино, произведённое во Франции, всего лишь используя узнаваемую стилистику оформления. В этом отношении дизайн не несёт ответственности, так как каждый имеет право оформлять свои вина так, как ему хочется, в рамках общепринятых норм. Поэтому, покупая вина, прежде всего, нужно хотя бы немного разбираться в этом вопросе. Сегодня достаточно много ресторанов и винных клубов проводят демонстрационные дегустации. Опытные сомелье так же могут пролить свет на этот вопрос. Поэтому буду откровенен – входить в «опасные и таинственные» винные ряды стоит только в двух случаях. Первый – вы точно знаете, какое именно вино вы хотите купить, помните этикетку и доверяете производителю. Второй – вы разбираетесь в вопросе, умете «читать» этикетку и делаете самостоятельный выбор. Простые правила «правильного чтения» этикетки заключаются в следующем. Прежде всего, стоит смотреть на:

  1. страну происхождения, винодельческий регион, производителя
  2. категорию вина
  3. выдержку
  4. цену (соотношение цены к заявленной категории и выдержке вина)
  5. возможные награды, медали, признание
  6. дизайн

TBP: Как люди на самом деле выбирают вино у полки магазина? Как это влияет на дизайн?

Конечно же, описанный мной выше подход к выбору вина – идеальный и правильный. Чаще же всего люди выбирают вино только исходя из критерия «понравилась / не понравилась» этикетка. Но так как никто к выбору не принуждает — эта ответственность целиком ложится на плечи самого потребителя. Этим пользуются винные компании и легко могут выдать простое недорогое вино за высоко статусное. Естественно, что это достигается через дизайн и применяемые пост печатные технологии.

TBP: Лаконизм, упрощение, простота — об этом говорят в дизайне упаковке уже больше десяти лет. Если раньше говорили об этом как о «европейском стиле», то теперь говорят как о «тренде». Может, дело в чем-то другом? Эти тенденции в винной этикетке наблюдаются? Или они присущи отдельным сегментам рынка в вине (территориальные, ценовые или просто для отдельных брендов и небольших целевых групп). Этот вопрос к тому, что вы часто говорили о стремлении к простоте и ясности в своих проектах, но этого нельзя сказать по полке магазина и некоторые ваши проекты тоже нельзя назвать лаконичными.

Понимаю. Сейчас попробую объяснить. Первая грань вопроса. Есть моё видение и понимание дизайна. Это выражается в дизайне моих личных проектов, в сайте агентства, в проектах, где заказчик готов прислушаться и следовать моему видению. Как правило – это эксклюзивные продукты, не рассчитанные для массового потребления. Вторая грань вопроса – вы правильно заметили – это  отдельные сегменты рынка, например региональные вина со сложившейся стилистикой, которой в обязательном порядке необходимо следовать в разработке дизайна. Третья грань вопроса – требования к оформлению, предъявляемые самим Заказчиком, чётко изложенные в брифе. Соответственно -  выполняя тот или иной заказ, дизайнер должен искать золотую середину между, порой, достаточно противоречивыми требованиями клиента, рынка и собственного чувства вкуса и видения дизайна. И каждый раз, каждый новый проект – это поиск этой самой золотой середины. Более того, такие понятия, как лаконичность, простота и изящность – неравнозначны. Не всегда лаконичное простое, а простое не всегда изящно. Даже работая в рамках этих понятий, каждый раз ищешь свою золотую середину. Ввиду этого всегда нужно помнить о главных вещах – о концептуальном подходе, художественной выразительности,  соответствие ценовой нише и неукоснительного выполнения требований клиента.

TBP: Какие еще тенденции вы отмечаете в винной полке для себя? Тренды? (За последние год-два-три)

За последние «год-два-три» произошло то самое смещение оформления винной полки в сторону большей лаконичности, сдержанности, «статусности», если хотите. Это, конечно же, касается местных вин, так как европейские производители всегда были «строгими» в плане дизайна своей продукции. Ещё можно добавить, что сегодня на первый план вышли пост печатные технологии. Большее внимание, чем когда либо, производитель стал уделять подбору хорошей художественной бумаги, применению различных технологий, таких как многоуровневое клише конгрева, тактильный лак, гель, сложные высечки. Всё это стало возможным благодаря совершенствованию технического оснащения типографий, появлению нового оборудования и технологий.

TBP: На какие основные направления вы бы разделили винный дизайн. (Есть стереотипные представления — типа французская этикетка, молдавская этикетка, этикетки вин «нового света» и т.д.). Какая у вас классификация дизайна винной этикетки? Какими характеристиками эти дизайны можно описать? Можете привести примеры?

На самом деле я вполне соглашусь с классификацией винной этикетки и по стране происхождения, по стилю оформления и по количеству содержания сахара. Ведь даже внутри сложившейся культуры оформления, как, например, «французские вина», можно выделить дополнительные градации этикетки в зависимости от содержания сахара, срока выдержки и региона происхождения.

Классификация вин

По степени содержания сахара и алкоголя

Ароматизированное:

Классификация вин - Ароматизированные

 

Десертные:

Классификация вин - Десертные

 

Газированное:

Классификация вин - Газированное

 

Игристое:

Классификация вин - Игристое

 

Крепленное:

Классификация вин - Крепленое

 

Полусладкое:

Классификация вин - Полусладкое

 

Полусухое:

Классификация вин - Полусухое

 

Сухое:

Классификация вин - Сухое

 

По степени выдержки

Выдержанные:

Классификация вин - Выдержанные

 

Ординарные:

Классификация вин - Ординарные

 

По  стране происхождения

Франция:

Классификация вин - Франция

 

Чили:

Классификация вин - Чили

 

Германия:

Классификация вин - Германия

 

Испания:

Классификация вин - Испания

 

Молдавия:

Классификация вин - Молдавия

 

Венгрия:

Классификация вин - Венгрия

 

 Розовые вина

Классификация вин - розовые

 

 

 * Выше представленная в картинках Классификация вин не является основной и полной. Здесь отражены сложившиеся стилистики оформления вин присущие той или иной группе. (TBP)

 

Конечно же, у меня существует своё «внутреннее» разделение винного дизайна. Для себя я выделяю 3 категории:

  1. традиционный дизайн (классические и сложившиеся для каждой страны или категории вин стилистические решения – см. пример OPPIDUM)
  2. стильный дизайн (поиск графических решений, задающий узнаваемый индивидуальный стиль всей линейки вин – см. пример BOTTELA DE VINO)
  3. инновационный дизайн (поиск нестандартных, оригинальных, неожиданных и смелых решений, которых ещё не было на рынке – см. пример ECHINOCTIUS).

 

Традиционный:

Традиционный Дизайн Вина

 

Стильный:

Стильный Дизайн Вина

 

Инновационный:

Инновационный Дизайн Вина

 

 

TBP: В России говорят, что у молдавских вин есть своя этикетка, и часто в разговоре с клиентом можно услышать, что надо сделать этикетку в духе молдавских. Что это за «молдавская этикетка»? Она как-то изменилась за последние годы?

Тут нужно понимать о каких временных отрезках мы говорим. Молдавские вина 7 лет и назад и молдавские вина сегодня – это 2 большие разницы. Сегодня молдавские вина продаются на новых рынках, где ожидания зарубежного потребителя совершенно другие, нежели российского. С советских времён сложилось, что молдавское вино – это недорогое, крепкое, ароматное, весёлое вино. В то время мало кто разбирался в сухих, выдержанных, качественных винах. Марочные вина воспринимались как кислое лекарство, основная же масса населения употребляла молдавские крепленые вина, такие как «Смуглянка», «Улыбка» или полусладкие вина (Лидия, Земфира, Изабелла). Особой любовью пользовался портвейн и кагор. Это были недорогие, сладкие, крепкие вина. Оформлялись они под стать самому вину – весело, ярко, вычурно — передавали темперамент южного молдавского народа. Соответственно с тех пор и повелось – молдавские вина – это недорогие, вкусные, сладкие, ароматные и яркие по оформлению вина. Сегодня ситуация изменилась. После закрытия российского рынка большинство молдавских производителей «винных компотов» перестало существовать, что положительно сказалось на общем качестве молдавских вин. Появились вина премиального и супер премиального уровня по качеству и по цене. Соответственно за сменой качества произошла смена дизайна. Сегодня внешний вид молдавского вина – это в целом сдержанный, «проевропейский» дизайн. Хотя в любом случае остаются рынки, где молдавское вино по-прежнему одно из самых дешёвых, ярких и пёстрых.

TBP: А есть русская винная этикетка? Какая она? Как она изменилась за последние годы?

Скажем так – русская этикетка ищет себя. В большинстве случаев это поиск, опирающийся на ориентиры. И ориентиром служат эпохи, либо страны. Отдельная категория вин эксплуатирует эпоху царской России. Другие – эпоху СССР. Большинство ориентируются на европейский дизайн. Либо имитируют тот же самый «молдавский» дизайн, играя на памяти потребителя. Другими словами –производители и дистрибьюторы российского вина предпочитает идти либо за лидерами рынка (как в случае с европейскими или ново светскими винами), либо обращаться к ностальгическим настроениям потребителя, эксплуатируя дизайны ушедших эпох. Единицы готовы идти совершенно иным путём, что подразумевает огромные финансовые вложения в раскрутку бренда и самого продукта. Ведь это означает, что для потребителя нужно создать и закрепить в его сознании образ нового российского вина, которое явно отличается от вин, произведённых в других странах. При том, что маржинальность вина крайне мала, по сравнению с другими крепкими напитками (водка), в наше нестабильное время и постоянный передел рынка – это крайне опасные инвестиции, ведь окупаемость при таком индивидуальном подходе предвидится только лишь через десятки лет.

TBP: С французской этикеткой что-то происходит? Куда они движутся?

Франция никуда не движется)) Она прочно занимает своё место на винном олимпе и не нуждается в переменах.

TBP: Этикетки вин нового света всегда необычны, они яркие, задиристые, неординарные. Они, наверное, цепляют молодежь. А вы какими их находите?

Всё верно, как вы и сказали – неординарными и яркими. И это понятно. Ведь это единственный шанс выделиться и заявить о себе, пробить, так сказать, брешь в стройном ряду винных «монстров», таких как Франция, Италия и Испания – стран, традиционно занимающихся виноделием на протяжении столетий.

TBP: Винная полка консервативна в форме упаковки, бутылки мало отличаются друг от друга. Пробовали экспериментировать с формами? Какие-то изменения заметны, будут новые формы? Или винная полка останется консервативной большей частью заполненной стандартными зелеными бутылками?

Конечно, эксперименты с формой винной бутылки ведутся постоянно. С моей стороны в том числе. Мной, либо под моим руководством, было разработано немало оригинальных форм. Но это всегда касается недорогих, как правило, полусладких и десертных вин. Сухие, выдержанные, качественные вина всегда будут разливаться в классическую бутылку. Невозможно представить себе званый ужин и нестандартную «весёлую» бутылку на столе. Классическая бутылка вина — это такой же неизменный атрибут стола, как хорошая посуда, белые скатерти и дорогие столовые приборы.

TBP: Взгляд на разношерстную винную этикетку, почти полное отсутствие рекламы, игры ценой и многое другое — создают впечатление, что работы по созданию и развитию брендов в вине ведутся очень хаотично. Почему так? Мои попытки вспомнить хотя бы пять сильных и известных винных брендов — запнулись на счете два. Думаю, я недалек от обычных покупателей, у них такая же проблема. Я подхожу к винной полке и выбор вина по сути каждый раз начинаю с нуля, опереться не на что. Не хватает денег для построения сильных брендов в винной полке? Или в чем проблема?

Понимаю. Начну по порядку. Для «постсоветского» потребителя выбор вина ещё долго будет представлять проблему. Культура потребления вина крайне низкая. Это чуждая, неведомая для нас культура. А всё неведомое пугает и настораживает. Особенно, когда дело касается сухих вин, которые большинство потребителей называют «кисляк». Это первая грань вопроса. Вторая: вино – это трудоёмкий, низко маржинальный продукт. Об этом я говорил ранее. Целиком и полностью натуральное качественное вино зависит от урожая. Одно и то же вино от одного и того же производителя, но разного года урожая, будет отличаться. В отличие от крепких высоко маржинальных алкогольных напитков, таких как водка, виноделие – это натуральный, трудоёмкий, ресурсозатратный процесс. Стабильно «одинаковое» вино может быть только среднего, усреднённого и «подкорректированного» качества. Третья грань: терруар — совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности. Один и тот же сорт винограда, но выращенный в различных климатических условиях, даст совершенно иной и зачастую неожиданный результат в плане вина. Поэтому, например, Совиньон из Франции и Совиньон из Новой Зеландии одного года урожая – это два непохожих друг на друга продукта. Я веду к тому, что качественное вино по определению не может быть дешёвым. Как и в случае с кухней (французская, итальянская, испанская, мексиканская или фаст фуд) каждый человек должен для себя подобрать вино того или иного регионального происхождения, потому как они очень отличаются и по терруару и по винодельческим процессам. И в заключение нужно понимать, что есть вина на каждый день, а есть вина по случаю. Простые и сложные. Лёгкие и тяжёлые. Именно в силу всех выше перечисленных факторов становится ясно, что создать один мощный винный бренд – нереально. От урожая к урожаю, от производителя к производителю, от страны к стране – каждое вино отличается от другого, и имеет свои сильные стороны.

TBP: В одном из последних интервью Вы сказали: "Для меня был очень важным опыт работы с европейскими производителями. Два года назад я впервые начал работать с европейскими винами и это побудило меня пересмотреть свои взгляды на подход к дизайну". Так что же произошло? Какие подходы были и как они изменились?

Произошла трансформация. Раньше рынок требовал красивую картинку на бутылке. Всё, что нужно было – грамотно «собрать» этикетку в зависимости от поставленной задачи. Подготовить к печати, проконтролировать качество исполнения. Сегодня это уже не работает. Изменился сам подход. Нет места красивым картинкам. Только концептуальный подход. В дизайне, если хотите, стало больше маркетинга. Сегодня я консультирую своих клиентов в этих вопросах и помогаю им находить решения в первую очередь в сфере концепции, позиционирования и стратегии. Каждая разработка начинается с глубокого анализа всех вводных данных для поиска наилучшего решения, которое в результате трансформируется в этикетку.

TBP: В 2012 году вы поделились информацией, что процент молдавских заказчиков очень низкий. И работать с ними очень неудобно и невыгодно. За год какие-то положительные тенденции появились?

В этом вопросе ничего не изменилось. Я по-прежнему в подавляющей массе работаю с российским заказчиком, импортирующим в Россию европейские вина.

TBP: Частой проблемой в винной этикетке становится выбор бумаги и сложности препресса. Дизайнеры планируют одно, типографии «продавливают» свои материалы и технологии, а клиент считает деньги и часто не понимает к кому прислушиваться. Как вы решаете этот вопрос? Как правильно решить его?

В этом вопросе заказчику необходимо подобрать для себя агентство, которому он будет доверять. Проверить его, убедиться в квалификации сотрудников, ответственности руководителя, в готовности и умении решать возникшие трудности. Это одна из причин, по которой я назвал новое образованное агентство своим именем (SHUMI LOVE DESIGN). За конкретным именем – репутация. Всё, что нужно клиенту – определиться с выбором и довериться профессионалу. Со своей стороны я контролирую процесс изготовления печатной продукции и, учитывая потребности и пожелания моего клиента, помогаю типографиям добиться наилучшего результата.

TBP: Что должны знать, понимать, планировать клиент и агентство на входе в проект, чтобы потом вопросы препресса и выбора бумаги не стали камнем преткновения, испортившим идею.

Опять же – всё дело в профессиональности агентства. Моя задача, как креативного директора, во время брифования клиента выяснить все вопросы, касающиеся проекта. До начала работы над проектом необходимо выяснить все составляющие заказа. Позиционирование продукта, его ценовая ниша, запланированный бюджет на изготовление – всё это лишь немногие факторы, заведомо влияющие в результате на выбор бумаги и пост печатных процессов.

О работе

TBP: В свое время вы создали компанию, во главе которой стали дизайнеры. И сами относите себя к дизайнерам, которые просто мечтают хорошо сделать свою работу, а не бороться с директором агентства, который зарабатывает на них деньги. За несколько лет в «собственном бизнесе» взгляды изменились? Не чувствовали себя в шкуре директора?

Директор должен быть. Должен быть человек, берущий на себя ответственность и принимающий стратегические решения. И этим человеком в нашей команде был я. Поэтому я в полной мере ощутил, что это означает. Это крайне ценный опыт, который помог мне вырасти из хорошего дизайнера в эффективного креативного директора. Это помогло мне повысить свою квалификацию, постичь тайм-менеджмент, основы управления малым бизнесом, PR и продвижение, научило брать на себя ответственность, принимать непопулярные решения, решать проблемы, организовывать персонал. И если в начале пути я этого не хотел, то со временем стало ясно, что без сильного руководителя дело не состоится. На данный момент агентство «Etiketka», в своём первоначальном составе, перестало существовать. Каждый из нас пошёл своим путём и это нормально. Сегодня я не стал повторять свой первоначальный опыт. На данный момент я возглавляю агентство, которое отражает исключительно моё понимание и видение дизайна. За названием стоит конкретное имя и репутация. И это имя – Валерий Шумилов.

TBP: Вы сами рисуете? До сих пор? Или ваше дело теперь только концепт, идея?

Сегодня я в большей мере дизайнер, создающий своё имя, и получаю от этого огромное удовлетворение. Я приложил немало усилий для того, чтобы большая часть организационных вопросов теперь меня не касалась. Сегодня, как никогда прежде, я могу в полной мере посвятить себя проектам. И я получаю удовольствие, когда помимо выработки концепта у меня теперь достаточно времени на то, чтобы взяться за карандаш, перо или фотоаппарат.

TBP: Работы в вашем портфолио восхищают. Но полки магазинов восхищают слабо. У каждого агентства есть работы, которые оно не ставит в портфолио. У вас много таких работ?

К сожалению, я ещё не оформил все полки магазинов)) Но если без шуток – такие работы есть у каждого агентства. Дело в том, что портфолио на сайте не резиновое, и хотя дискового пространства хватает, для восприятия правильно выкладывать некоторое количество работ, особенно привлекающих внимание. Скажем так – лучше показать 10 сильных работ, чем вывалить весь массив проектов, реализованных за последние 10 лет.

TBP: Вас в основном знают как дизайнеров вина. Но это не так. Ваша любимая «не винная работа»?

А что такое дизайнер вина? )) По мне это звучит очень обобщающе и неконкретно. На данный момент я всё больше реализую комплексные решения. Ко мне обращаются винзаводы, которые хотят не просто поменять одну из этикеток своей продукции. А полностью сменить свой «look» — имидж, концепцию, подачу и, как следствие, оформление всей продукции. Поэтому работа начинается с глубокого анализа и предложений по выбору концепции, а заканчивается «переодеванием» всей продукции. Это сравнимо с работой fashion консультанта, который помогает людям создать свой новый имидж, начиная от причёски и заканчивая выбором носков. Я делаю то же самое, но в рамках среднего и крупного бизнеса, специализирующегося на выпуске пищевой продукции. Но больше всего преуспел в работе с винными компаниями.

TBP: Агентство делает еще что-то кроме упаковки?

Конечно. Дополняя свой предыдущий ответ, могу сказать, что в рамках комплексных решений в обязательном порядке разрабатывается всё, вплоть до выставок и буклетов. Всё зависит от потребности конкретного заказчика.

TBP: Столкнулись вы с проблемой, что дизайнер делающий хорошую винную упаковку никак не может сделать «йогурт»? Что делаете с этим, какие-то группы или люди, специализирующиеся на той или иной отрасли у вас появились или стараетесь чтобы ваши креативные кадры были универсалами?

Сложно объять всё сразу. Тема вина – сама по себе крайне обширная, масштабная, объёмная, как вам уже становится ясно из моих ответов. Разбираться в ней – это результат многих лет изучения и работы над большим количеством проектов.  Поэтому считаю, что узкоспециализированные профессионалы более востребованы, нежели универсальные, умеющие всё по не многу. С другой стороны в случае с алкогольной этикеткой дела обстоят, как в анекдоте: кто в армии служил, тот в цирке не смеётся. Авторитетно  утверждаю, что алкогольная этикетка, а конкретно винная, коньячная и водочная – это самые сложные вещи на сегодняшний день в сфере графического дизайна и полиграфии. Сложнее только денежные банкноты. Для человека, который умеет подготовить к печати сложную винную этикетку, больше нет неразрешимых задач в полиграфии. Так же и в дизайне. Прошедшему школу алкогольной этикетки и добившемуся в этом успеха и признания, не составит труда разработать «йогурт». Дизайн алкогольной продукции (бутылка, этикетка, упаковка) – это работа с самыми передовыми технологиями изготовления.

TBP: Мечта?  Многие актеры хотели бы сыграть Гамлета. Над каким брендом мечтаете поработать? (или брендами)

У меня есть любимые марки духов. Это такие бренды, как John Varvatos, Hermes, Kenzo. Я хотел бы поработать с ними над созданием дизайна флакона и оформления для новых ароматов. Так же меня привлекают премиальные алкогольные бренды. Вина, виски, коньяки. Моя отдельная слабость – это эксклюзивные лимитированные линейки. Имиджевые продукты высокой маржинальности, где практически отсутствует ограничение на оригинальность идеи и применение технологии изготовления. Проекты, где каждую мелочь можно довести до совершенства.

TBP: Основные принципы вашей компании?

За моей компанией стоит не просто расплывчатое понятие «профессионалы». Теперь за этим стоит моё имя. Согласитесь – это ответственный и серьёзный шаг, что то гарантировать лично и подтверждать это своим именем. Основной принцип – исполнение работы на высочайшем профессиональном уровне. И в плане креатива и в плане технической составляющей проекта.

TBP: Чего придерживаетесь в работе с клиентом?

Партнёрских отношений. Взаимного уважения. Совместного поиска решения. Я помогаю заказчику сделать его бизнес более успешным, повысить продажи, увеличить прибыль. Предлагаю решения, которые работают. В ответ я  ожидаю соответствующего отношения.

TBP: В работе с персоналом?

В работе с персоналом я бы выделил 3 принципа: профессионализм, субординация, развитие. Со мной работают только те, кто готов расти. Каждый день. 7 дней в неделю. 356 дней в году.

TBP: У вас в офисе висит на стене лозунг (девиз компании или просто умная мысль, которая вам нравится и вы ее повесили на стену)?

Они повсеместно)) На Новый Год я выпустил лимитированную серию офисной продукции (кубарики, блокноты, стикеры) под торговой маркой «18+» с соответствующими мотивационными посылами. Теперь они везде и каждый может лично выбирать необходимые для него послания.

18+ – Офисная продукция - Стикеры

 

18+ – Офисная продукция - Стикеры

 

18+ – Офисная продукция - Стикеры

 

18+ – Офисная продукция - Стикеры

 

TBP: Если понимаете, что бриф слабый или бриф «не туда», что делаете?

Общаюсь с клиентом. Аргументирую, доказываю, вывожу на диалог и поиск решения. До тех пор, пока бриф не будет близок к идеалу. Без сильного брифа я не приступаю к проекту.

TBP: Рамки брифа помогают или мешают?

Всё зависит от проекта. Но, как правило, бриф очерчивает круг поиска и задаёт верное направление. Это помогает больше времени уделить правильному решению.

TBP: Сталкивались с задачами (брифами), которые не удалось решить (пример, если можно).

Такое бывало и всегда это лежало в зоне моей ответственности. Это касалось случаев, когда я был недостаточно внимателен к предоставленному брифу, либо недостаточно контролировал процесс разработки дизайна.

TBP: Клиент упорствует и без особых объяснений просит поменять цвет плашки на зеленый. А вы понимаете, что это не сильно важно, но не желательно. Что делаете в таких случаях?

Нужно понимать, что в конечном результате – это право клиента. Я могу высказать свои соображения, но если клиент не готов к диалогу – это лежит в зоне его ответственности. Мы просто поменяем цвет. Я не разыгрываю обиженного дизайнера, да и своей команде не позволяю. Мы профессионалы. Нас уговаривать не нужно)

TBP: Три самые любимые работы из вашего портфолио?

Bottela de Vino, 5 elemente, Echinoctius.

Шумилов - Мои Любимые Проекты - Echinoctius

 

Шумилов - Мои Любимые Проекты - Bottela de Vino

 

Шумилов - Мои Любимые Проекты - 5 elemente

 

О саморазвитии

TBP: В Молдавии сильная школа винной этикетки. А как в целом обстоит дело с образованием дизайнеров упаковки в Молдавии? Есть школы? Вузы? Как вам их выпускники?

Да, школа сильная. Но это никак не связано с учебными заведениями. Все, кто сегодня задаёт моду и создаёт новое, все, на кого ориентируются и у кого учатся – сделали себя сами. Есть круг профессионалов, у них есть ученики, которые на них работают. Так они и учатся. Это лучшая школа.

TBP: Вы преподаете?

Нет, это экономически нецелесообразно. Несмотря на то, что я педагог по образованию и имею большой практический опыт, я не преподаю. Сегодня государство не создаёт для этого должных условий. Если условия изменятся, я с удовольствием буду преподавать. Благо, есть что рассказать и чему научить.

TBP: Знаю, что учитесь. Какие планы по учебе и саморазвитию на этот год?

Это большое количество книг в регулярном чтении и поставленных в очередь. И далеко не все по дизайну. Большее количество касаются личной эффективности, тайм менеджмента, маркетинга. По возможности выезжаю на семинары, мастер-классы и конференции, посвящённые дизайну, продвижению и маркетингу. Планирую в очередной раз посетить британку и поучиться на зимнем интенсиве. Освежает. И, конечно же, путешествия. Ничто так не обогащает и не расширяет кругозор, как регулярные путешествия.

 

Эксперимент

TBP: Можно вас попросить в ближайшие дни сходить в магазин и вечером устроить сырную вечеринку с вином –  дома или в офисе с коллегами. Расскажите (и покажите) нам что вы купили — какое вино, какой сыр, может еще что-то к вину, к столу. Расскажите, что вам понравилось в этикетках, когда вы покупали. Оправдали ли этикетки ваши ожидания, когда вы пили это вино.

«Что ж. Я сделал это)) Выбор пал на винную полку ординарных вин. В Молдове крайне скуден выбор вин, произведённых в других странах, поэтому я сделал подборку из местных, молдавских вин. Тем более, что это хорошо проиллюстрирует нынешнее понятие «молдавской» этикетки и вы увидите, куда сместился вектор в дизайне молдавских вин.

Итак. Я выбирал вина «на каждый день» — сортовые, ординарные (без выдержки), простые вина. Я предпочитаю белые и розовые, поэтому взял 2 белых и 2 розовых вина. Сразу хочу объяснить порядок цен. Цена за бутылку не превышала 3-х евро. Это достаточно дорого для Молдовы, так как вина этой категории стоят тех же денег в Европе, в чём я неоднократно убеждался. Буду откровенен – при такой достаточно высокой стоимости вина, произведённого в своей же стране, я хотел бы иметь гораздо больший выбор не только из местных, но и из вин старого и нового света. Как бы то ни было, я приобрёл следующие вина: Dionysos Mereni — Sauvignon Blanc, Chateau Vartely — Traminer, Bostavan — Merlot Roze и Cricova — Cabernet Sauvignon Roze. Повторюсь. Это столовые вина на каждый день, без какой бы то ни было выдержки. Смотря на этикетки, вы можете обратить внимание на тенденции в оформлении. Это либо ориентир на французские вина и намёк на традиции, качество, сдержанность. Либо ориентир на вина нового света, с намёком на оригинальность, свежесть, новаторство. В самих винах это никак не отразилось)) Вина были достаточно простые, плоские, без приятных открытий.

Больше всего мы ожидали от вина Bostovan — Merlot Roze. Оформление нас интриговало и сулило оригинальное, нестандартное вино. Это коллегиальное мнение. Результат же разочаровал больше всего. Лучшим по соотношению цена-качество-ожидание оказалось вино Cricova — Cabernet Sauvignon Roze. Этикетка без претензии. Большей части информирующее о том, с какой именно улицы из криковских подвалов оно было взято. Оно вполне соответствовало нашим ожиданиям, и дальнейший выбор по распитию бутылочки вина пал именно на него. Вино от Bostavan было решено вылить. Оставшиеся два белых вина решили пустить на приготовление пасты. Заедали твёрдыми и мягкими сырами, таким как Пармезан, Олд Датч Мастер и Маасдам и ещё несколькими, в названия которых лично я не очень вникал.»

 

Оценка вин

 

Оценка вин

 

Оценка вин

 

Оценка вин

 

Оценка вин

 

Оценка вин

 

О перспективах

TBP: Размышляя об упаковке в целом и что с ней происходит, я понимаю, что мы живем в «золотой век дизайна упаковки». Этому способствовали резкий рост производства, высокая конкуренция, а главное появление и глобальное распространение формата супермаркетов, оставивших покупателей один на один с полкой (без продавца). И дизайн упаковки вышел на первый план. Все это случилось, в уже прошлом веке. Какие подарки готовит новый век с вашей точки зрения? «Золотой век упаковки» скоро закончится? Новые форматы, например, «электронная торговля», изменят значение дизайна упаковки? Может пора осваивать какие-то новые сферы дизайна?

Невозможно предугадать будущее. Что именно «выстрелит», покажет время. Куда двинемся в развитии? Какие будут новые тенденции? Я не знаю. Никто не знает. Если нечто новое качественно улучшит нашу жизнь – да, это факт, что оно станет глобальным. Маловероятно, чтобы потребитель начал покупать продукцию в унифицированных одинаковых контейнерах, на которых изображено только одно — крупными буквами написано хлеб, молоко или вино. Хотя фантасты и этот сценарий описывают, что, конечно же, возможно в случае побед крупных корпораций над институтом государства. Но не будем заглядывать так далеко. Упаковка была, есть и будет. Может измениться форма, содержание и носитель. Дополненная реальность, очки Google, проецирование объёмных изображений – посмотрим, что из этого найдёт своё применение в упаковке продукции. Мы всегда готовы подхватить новые технологии, если они востребованны)

 

TBP: Спасибо за такое подробное и развернутое интервью.

Пожалуйста ))

 

Вопросы от TheBestPackaging.ru задавал
Алексей Смышляев – IPPON design

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 22, среднее: 3,82)
Загрузка...



Есть 2 комментария

Добавить свой

Комментарии закрыты.